Адрес галереи: Москва, Проспект Мира 68, стр. 1
Телефон для справок: +7 (964) 705-96-66


Каталог работ

Фарфоровая мануфактура "Мейсен"

Фарфоровая мануфактура "Мейсен"

В 1710 году в замке Альбрехтсбург¸ в городе Мейсен, открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура, принадлежавшая польскому королю Августу Сильному. Изобретение твердого фарфора принадлежит алхимику Иоганну Фридриху Бётгеру и ученому Эренфриду Вальтеру фон Чирнгаузу. Изначально саксонский курфюрст Август требовал от Бётгера раскрытие секрета превращения металлов в золото, но много лет исследований привели к открытию «белого золота».

В первые годы существования фабрики на изделия ставили имитации китайских марок (1717-1724 гг.): « жезл Меркурия», к которому добавлялось подобие хвоста бумажного змея (1721-1735 гг.). Также в качестве марки выступали монограмма Августа Сильного, монограммы королей Фридриха Августа II и Августа Саксонского (1723-1740 гг.). Ставили буквы на предметах, предназначенных для Варшавской резиденции короля (с 1723 г.). Главной маркой стали знаменитые скрещенные мечи, которые ввел для защиты продукции Иоганн Мельхиор Штайнбрюк, первый инспектор мануфактуры. И с 8 ноября 1722 года мечи используются как официальная марка Мейсена.

Во второй половине XVIII века на рынок хлынул огромный поток подделок и имитаций под знаменитые фабрики. Поэтому при атрибуции и экспертизе важно знать не только марку фирмы, но и технологические, художественные особенности. Важно обращать внимание на манеру изображения мечей: в ранний период существования фабрики, марка тщательно выписывалась, угол между мечами был большим, рукояти писались волнистыми линиями, а головки мечей были круглыми. Во второй половине XVIII века изображение стало более вариативным, угол уменьшился. Марка в виде переплетенных букв AR стала использоваться лишь с 1873 года и ставилась лишь на крупных декоративных предметах. Как правило, марка ставилась от руки и всегда наносилась кобальтом подглазурно.

Историю производства мануфактуры Мейсен, можно условно поделить на несколько периодов. Первый период носит название прославленного алхимика Бётгера (1705-1719 гг.). Образцом на тот момент времени служили китайские изделия, предметы расписывались синей краской подглазурно, применялся декор « имари ». Также примером служили изделия из драгоценных металлов (главным управляющим в то время был Якоб Ирмингер, ювелир, который черпал сове вдохновение в драгоценных изделиях). Изделия расписывались золотом и серебром, декорировались рельефом из аканта и лавра, также применяли декор, который давал интересный эффект, напоминающий перламутр.

Второй этап развития мануфактуры можно назвать « Живописным » (1720-1733 гг.). Возглавил производство во второй период Иоганн Грегор Хёрольд, расширивший палитру красок красными, фиолетовыми, желтыми цветами. Краски наносились надглазурно, а тематика росписи следовала двум направлениям: восточному и стилю рококо. Основные элементы росписи восточного направления - пионы, астры, хризантемы, драконы, львы и птицы. Именно в этот период появляется такой прием как роспись в резерве (на одноцветном фоне остается незакрашенное место для написания сюжета). Начинается выпуск столовых сервизов и больших декоративных ваз. Декор выполняется под влиянием творчества живописца А.Ватто, появляются морские пейзажи.

С наступлением третьего периода «Скульптурного» (1733-1756 гг.) изделия стали украшаться скульптурой и рельефом благодаря мастерской Иоганна Иоахима Кендлера - скульптора, работавшего в стиле рококо. Мастер создавал произведения в стиле барокко и рококо, разработал скульптурные серии и композиции, такие, к примеру, как « Времена года» и «Части света». Важно упомянуть и знаменитые сервизы Кендлера – «Лебединое озеро» для графа Брюля, сервиз для графа Сулковского и « Андреевский сервиз » по заказу императрицы Елизаветы Петровны.

В 1730-40-ые гг., появляются знаменитые темы декора фарфора Мейсена: «луковичный узор», «сухоцвет», «немецкие цветы», которые постоянно применяются на европейских фабриках.

Четвертый период (1756-1774гг.) отмечен снижением художественного уровня мейсеновского фарфора. Скульптор Мишель-Виктор Асье вводит стиль классицизма. В это время создается знаменитая «Ораниенбаумская» серия и выполняются « детские» скульптурные композиции, которые задали тон для всего будущего мейсеновского ассортимента.

Во время пятого периода (1774-1814 гг.) производство возглавил Камилло Марколини. Качество фарфора не вызывало никаких сомнений, но художественный аспект существенно снизился. Теперь Мейсен не был примером для всех, он сам стал заимствовать многие тенденции декора у других мануфактур. А после смерти Марколини фабрика следовала своим старым тенденциям, не изобретая нового.

В 1865 г. Производство было переведено в Трибиштале. Прилагались все усилия по сохранению высокого качества фарфора, большое внимание уделялось качеству декора.

ХХ век для фабрики знаменовался новыми поисками художественных стилей. Художник, Пауль Бернер зародил идеи функционализма. Но в 1948 модернизация была остановлена. И с тех пор выпускаются изделия с традиционным декором: « луковичный узор», «сухоцвет», «немецкие цветы».

Мейсенский фарфор не потерял своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие тщательно бережется мастерами, способными выпускать изделия из фарфора, ни в чем не уступающие оригиналу. Как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. И как и 300 лет назад, скрещенные синие мечи по-прежнему являют собой символ престижа и качества в кругах ценителей фарфора и истинных эстетов.

 

Анастасия Санникова

Корзина

У вас 0 тов.
На сумму: 0 руб.

Оформить заказ!

Полезно знать

Хранение картин

Картины необходимо хранить в сухом месте и не допускать попадание прямых солнечных лучей.


Читать полностью